Утопия от УЖКХ – капремонты за счет пенсионеров

15:33, 20 января 2017

Город.Сн
аварійні будинки чернігова

В конечном итоге, чтобы не допустить критической ситуации, и городским властям, и депутатам Верховной рады придется принимать решения по финансированию жилищного фонда.

По действующему в Украине Жилищному кодексу за обеспечение надлежащего технического состояния, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда отвечает исполком городского совета. Поэтому желание власти переложить всю полноту ответственности на ОСМД – вполне понятно. На ближайшую сессию горсовета УЖКХ выносит программу, по которой 80% от стоимости ремонтов должны будут заплатить пенсионеры.

Еще одна Программа для «галочки»

Совсем недавно возмущение жителей Чернигова вызвало решение сессии горсовета, согласно которому за ремонт зданий, находящихся на балансе ОСМД из городского бюджета, выделяли 80% от стоимости капитального ремонта. Причем, зданиям, на которые пошли деньги, не было и 10 лет!

На ближайшую сессию управление ЖКХ выносит «Программу содействия сохранению и улучшению технического состояния жилого фонда города и его безопасной эксплуатации на 2017-2019 годы».

Как можно понять из текста документа, данная Программа направлена на приведение в порядок зданий, находящихся на балансе коммунальных предприятий Чернигова. Но, примечательно то, что в отличие от программы по ОСМД, эти здания власть планирует ремонтировать за счет населения.

Предлагаемой Программой предусматривается выделение средств из городского бюджета на проведение капитального ремонта жилищного фонда всего лишь в размере 20% от стоимости капитального ремонта здания. При этом 80% стоимости ремонта обязаны будут заплатить жители города.

В случае принятия Программы на сессии, депутаты городского совета, фактически обрекут здания города на разрушение. И то, что совсем недавно произошло на улице Попудренко, будет повторяться вновь и вновь. Фактически, данный документ создан для «галочки» в отчете – у чиновников будет повод рассказать о том, куда они потратили деньги налогоплательщиков.

Кто отвечает за многоквартирные дома в городе

На сегодняшний день порядка 1750 многоквартирных домов Чернигова стоит на балансе коммунальных предприятий Черниговского городского совета. Поскольку Жилищный кодекс никто не отменял, желание городской власти спихнуть эти 1750 зданий на плечи жильцов вполне объяснимо. Хотя, в ст.15 Жилищного кодекса черным по белому написано, что именно исполком городского совета руководят жилищным хозяйством, обеспечивают надлежащее техническое состояние, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда, который пребывает в ведении этого совета.





С 1990 года так и остались невыполненными нормы Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» и постановления Кабинета Министров Украины от 8 октября 1992 № 572 «О механизме внедрения Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» по обследованию таких домов и осуществлению их капитального ремонта.
Городская власть навязывает людям мнение о том, что за состояние домов отвечают исключительно их жильцы. Но в Жилищном кодексе прописан не только контроль исполкомов над проведением ремонтов и содержанием жилья, но и организация самих ремонтов. К тому же, вполне уместным будет вопрос о необходимости местного самоуправления, которое, по сути, ни за что не отвечает и спихивает с себя главные вопросы ЖКХ – содержание жилищного фонда города, при этом выделяя сотни миллионов гривен налогоплательщиков на реконструкции зеленых зон, фонтаны и т.п.

В каком состоянии находятся многоквартирные дома Чернигова

По заявлению руководства УЖКХ Черниговского городского совета, из 1750 зданий, находящихся на балансе коммунальных предприятий городского совета, срок эксплуатации 1300 зданий превышает установленные законодательством нормативы. Их материально-техническая база крайне изношена, оборудование устаревшее и энергоемкое. Из указанного количества срок эксплуатации 1200 многоквартирных домов превышает 40 лет, и около 100 домов, срок эксплуатации которых превышает 100 лет!

За последние годы городская власть не только забыла про капремонты зданий, но и своим решением в 2012 году исключила из тарифов текущие ремонты. Таким образом, чиновники горсовета обрекли жилищный фонд города на полное разрушение, положив деньги на текущие ремонты, накопленные за годы эксплуатации зданий, в свой карман.

Даже после введения летом 2016 года в тарифы текущих ремонтов, коммунальные предприятия городского совета не начали латать прогнившие трубы и ремонтировать разрушающиеся конструкции зданий. На сегодняшний день в полузатопленном состоянии находятся подвалы десятков домов Чернигова. В то же время обещанных городским головой Владиславом Атрошенко отчетов об использовании полученных от жильцов средств, коммунальные ЖЭКи так и не предоставляют! Составленные ими акты о подготовке жилищного фонда к зиме, по сути, во многих случаях оказались «липой».

Вот так выглядел в декабре 2016 года дом №104 по проспекту Победы






Внешние стены здания имеют довольно много трещин, на которые ЖЭК установил "маячки" для контроля






Состояние подъезда не поддается описанию







Из-за того, что двери на балконы фактически отсутствуют, температурный режим нарушен, что приводит к ускоренному износу конструкций





Не в лучшем состоянии и инженерное оборудование здания














На момент обследования подвал здания был затоплен - протекает канализация, внутридомовой водопровод и система отопления, за состояние которых отвечает ЖЭК

В какую сумму обойдутся капремонты зданий
Как утверждают эксперты, в домах, которым исполнилось 40-50 лет, обычно полностью разрушена канализация, изношены инженерные сети, в неудовлетворительном состоянии кровля и лестничные клетки. Но, больше всего, как мы сказали выше, здания страдают от изношенности инженерных сетей, что, по предварительному мнению экспертов, стало причиной обрушения подъезда на ул. Попудренко.

Нормативный срок службы здания определяется преобладанием в нем тех или иных конструктивных элементов, имеющих различные сроки службы:
• фундаменты ленточные и столбчатые бетонные и железобетонные – 100 лет,
• каменные обыкновенные, крупнообломочные и крупнопанельные – 80 лет;
• полы цементные, бетонные, армоцементные – 30 лет;
Кровли:
• из асбестоцементных волнистых листов – 30 лет;
• из рулонных материалов – 12 лет;
Трубопроводы:
• горячего водоснабжения – 10 лет;
• центрального отопления – 30 лет:
• чугунные – 30 лет;
• элементы систем инженерного оборудования (вентили, задвижки, трубы и пр.) 10-20 лет.

Поэтому, если дом построен в 1960-1990 годах, он требует капитального ремонта. А это –крайне дорогое удовольствие. Например, замена труб холодной воды – 100-200 грн/м. п., отопления и горячей воды – 100-350 грн/м. п. Замена квадратного метра шатровой кровли – 300-500 грн. А еще фундаменты, стены. Наибольшая проблема Чернигова – панельные дома, большинство из которых уже давно требует капремонта.




Если кто-то думает, что дом по проспекту Победы, 104 - исключение из правил, он ошибается. Вот так выглядит канализационная труба дома по ул. Тихая, 1 из которой спостоянно течет

Сколько смогут дать жильцы

Как было сказано выше, Программа УЖКХ предусматривает финансирование капитальных ремонтов в соотношении 80% – население и 20% – городской бюджет. Причем, 30% от своей части «взноса» жильцы должны будут оплатить сразу, а остальное – равными частями в течение года. Мало того, за задержку платежей на жильцов еще и пеню возлагают! Но, давайте посчитаем, сколько смогут оплатить жильцы многоэтажек.

На сегодняшний день оплата трехкомнатной «хрущевки» обходится в 110-150 грн/мес. То есть еще 150 грн ежемесячно – это, пожалуй, реальная максимально возможная сумма с одной квартиры. Таким образом, если каждая из 100 квартир среднестатистической пятиэтажки заплатит за год 1800 грн.(80%), то бюджет добавит еще 450 грн(20%). Итого, на пятиэтажку с крышей S=1500 кв. м. будет выделено 225 тыс. грн. Учитывая, что для капремонта крыши нужен проект, а работы, заказываемые городской властью вряд ли обойдутся без «откатов», собранных с людей денег не хватит даже на капремонт крыши! А ведь еще нужно утеплить стены, заменить инженерные сети и коммуникации, окна, двери, вентиляцию и т.п.

В 2011 году мы довольно тщательно подошли к изучению вопроса капитального ремонта многоквартирного жилья. В результате проведения журналистского расследования была собрана информация и о стоимости капремонтов. 


Ориентировочная стоимость проведения работ по капитальному ремонту жилого фонда в 2011 году

Учитывая уровень «минималки» 2011 года и сегодняшней, а также курсовую разницу, не трудно сосчитать, в какую сумму выльется капремонт в 2017 году.
Учитывая тот факт, что более 60% жителей Чернигова получают субсидию, а оплата денег по договору с городским советом не подлежит компенсации, вряд большинство горожан сможет заплатить даже 1800 грн.!
Таким образом, можно сделать вывод, что ремонт домов по Программе УЖКХ 80% – народ, а 20% – городские власти – это утопия, которая выносится на обсуждение только для того, чтобы исполком горсовета не обвинили в самоустранении от руководства и бесконтрольности.

Заплатит ли город 20%

Сегодня в СМИ поднимается вопрос о том, что городской голова Владислав Атрошенко и 20% взноса считает завышенной суммой. В то же время следует не забывать, что «бюджетные деньги» – это средства, уплаченные в бюджет в виде налогов и сборов гражданами, предприятиями, предпринимателями. А на что будут направлены данные средства, определяют в государственном и местных бюджетах на следующий год, которые утверждают, соответственно, Верховная Рада и местные советы.

Из местных бюджетов всех уровней, согласно п.п. 5 и 13 ч. 1 ст. 91 Бюджетного кодекса Украины, могут осуществляться расходы, в частности, на:
• местные программы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;
• мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений, доочистки питьевой воды;
• модернизацию систем теплоснабжения;
• замену природного газа альтернативными видами топлива;
• модернизацию и ремонт лифтового хозяйства;
• реконструкцию и ремонт жилых домов (логично, что такие дома (или их часть) должны находиться в собственности территориальной общины либо принадлежать социально незащищенным категориям граждан);
• оснащение жилого фонда домовыми средствами учета энергоносителей и потребления воды;
• программы капитального ремонта, реконструкции, строительства сетей наружного освещения улиц, капитального ремонта общежитий, передаваемых в собственность территориальных общин;
• производство энергосберегающих технологий.

Как именно расходовать средства местного бюджета, определяют соответствующие местные советы, принимая решение о местном бюджете. Даже во времена градоуправления Александра Соколова, с которым сегодня сравнивают деятельность Владислава Атрошенко, в городе действовало и финансировалось несколько программ, направленных на поддержание жилищного фонда города. Со сменой власти практически все эти программы успешно похоронили.

Добавим, что программы софинансирования ремонта жилья приняты во многих городах Украины. Но, там соотношение долевого участия – несколько другое: городские советы берут на себя большую часть финансирования ремонтов.

Что дальше?

Граждане, получившие квартиры в 60-90 годах ХХ века, сегодня имеют возраст в 60-90 лет. Они получают мизерные пенсии, которых не хватает даже на еду, лекарства и коммунальные услуги, тарифы на которые значительно выросли. Далеко не все жители Чернигова имеют финансовую возможность оплатить даже текущие «косметические» ремонты, не говоря уже о капитальных.
С одной стороны, согласно действующему законодательству городские власти не могут заставить жильцов многоэтажек заключить договора на ремонты согласно Программы, в случае ее принятия. С другой, как сейчас заявляют некоторые эксперты: чем хуже – тем лучше. Неспособность финансировать капитальные ремонты большинством жителей впоследствии приведет к ускоренному разрушению самих домов. Сначала в этих домах обесценятся квартиры, потом из квартир начнут выезжать более состоятельные жители, а менее обеспеченные останутся в заложниках, и, напоследок, эти дома попросту останутся пустые и заброшенные.






Дом №9А по ул. Защитников Украины скоро уйдет в атономное плавание - подвал дома затоплен канализационными стоками, а в отдельных местах уже проростают водоросли

Следует отметить, что ситуация с жилищным фондом в Чернигове не является чем-то исключительным.
«Во многих регионах эксплуатируется жилье, возраст которого составляет более полувека. По материалам исследований аналитического центра ассоциации городов Украины сегодня в государстве насчитывается 25,5 тыс. домов, построенных по проектам первых массовых серий крупнопанельных, блочных и кирпичных домов, общей площадью 72 млн. кв. м, то есть, требующих восстановления путем реконструкции и модернизации. Вообще большая часть жилого фонда Украины находится в неудовлетворительном техническом состоянии из-за недостаточного финансирования мероприятий по его содержанию; сохраняется тенденция преждевременного старения жилого фонда», – говорится в Пояснительной записке к проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по финансированию капитальных ремонтов многоквартирных домов», который с октября 2015 года пылится в Верховной Раде.

В конечном итоге, чтобы не допустить критической ситуации, и городским властям, и депутатам Верховной рады придется принимать решения по финансированию жилищного фонда.

Только вопрос: что останется от жилищного фонда Чернигова к тому времени?

UserCommentAvatar

Авторизируйтесь или войдите через Image или Image

Image
Image
Image

Loading...

Войти используя социальные сети

Войти используя социальные сети

Войти в аккаунт

Нужна помощь?

Создать новую учетную запись

Измениить свои данные вы сможете в личном кабинете после окончания регистрации