Децентрализация на Черниговщине: развенчиваем мифы с помощью эксперта

12:40, 30 сентября 2016

 Экономика Общество

Одна из самых актуальных сегодня в стране тем - децентрализация власти. Неудивительно, что объединение территориальных общин, как составляющая децентрализации, обросло многочисленными мифами. Именно из-за мифов, а точнее развенчивая их, мы и расскажем в этой статье о лучших практиках социально-экономического развития объединениях территориальных общин Черниговской области.

Конечно, в начале введения реформы Черниговская область имела не меньше проблем, чем другие регионы. Население было недостаточно проинформировано о реальном процессе объединения. В мае 2015 года в каждой области Ассоциация городов Украины создала Офисы реформ в количестве пяти человек, директором был - Ярослав Жиденко. Впрочем, было бы желательно создать их еще в начале 2015 года, чтобы проводить более широкую разъяснительную работу.

Поэтому в будущих общинах люди пытались занятьпозицию «выжидания». К тому же еще и законодательство вдогонку бежало за реформой, ведь оно закрывало лишь около 40% проблемных вопросов. Но первые успехи объединения общин лишь подчеркивают, что государство избрало правильный курс.

Сложнее всего нам было работать в декабре 2015 года, когда в последний момент было принято решение, что первые пять общин Черниговской области переходят на прямые межбюджетные отношения с государством. Это трудно, ведь кроме решений из центра многие вопросы нужно было согласовать и проголосовать за них на сессиях обновленных общин. При этом объединение не полноценно соответствовало перспективному плану формирования территорий общин Черниговской области. В конце декабря более или менее урегулировалось законодательство, чтобы новые общины могли функционировать с января 2016 с полным набором новых возможностей и необходимых бюджетных ресурсов. Сложно потому, что все новое. Иногда решение приходилось принимать даже интуитивно, потому что происходящие ситуации, не были прописаны в законодательстве. Сегодня такого бешеного темпа и явных пробелов в законодательстве нет. По состоянию на сентябрь в области уже объединилось 13 общин.

Рассказал журналисту Информационного портала ProCn консультант по бюджетным вопросам Офиса реформ при региональном отделении Ассоциации городов Украины Николай Силенко, с помощью которого мы и пытались опровергнуть неточности об объединении общин.

Согласно его словам, целенаправленного сопротивления населения области не происходит, ведь большинство людей в конце концов поняли значение реформы. Впрочем, в каждом населенном пункте находятся скептики реформы, которые сознательно или подсознательно распространяют следующие мифы.

Миф №1.

Государство хочет «избавиться» от общин сразу после их создания

Такая выдумка противоречит тому, что в этом году государство выделило на развитие первых пяти объединенных общин в Черниговской области почти 32 млн грн. Средства делились по формуле, пропорционально, в зависимости от количества сельского населения и площади общины. И теперь, после десятилетий упадка, эти населенные пункты начали свое возрождение: ремонтируются сады, школы, дороги и тому подобное.

В следующем году власти запланировали выделить по меньшей мере 1,6 млрд. гривень на общины в Украине. При этом предварительно предполагается, что те общины, которые уже получили первую помощь, получат 0,8 от предыдущей суммы, другие - 0,95 от формульного расчета. Так, объем финансирования из госбюджета и в дальнейшем будет увеличиваться, поскольку численность общин будет расти.

К тому же общины имеют и собственные денежные поступления. Например, децентрализация предполагает, что 60% от налога на доходы физических лиц будут поступать в бюджет объединенной общины.

Вместе с тем, если община имеет АЗС, то ее бюджет будет получать поступления местного акциза (5% от продаж топлива на заправке). То же касается и других подакцизных товаров: алкогольные напитки и табачные изделия, поскольку 5% от суммы их розничной продажи тоже зачисляется в бюджет общины.

По данным за І полугодие 2016 года, перевыполнение бюджета в Черниговской области (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года) достигает 54%, а вот в целом по 5-ти объединенным общинам - 72%. Такая ситуация складывается в том числе и потому, что общины компактные, а местные органы знают своих налогоплательщиков и заинтересованы в том, чтобы последние их исправно платили.

Вместе с тем общины имеют сегодня и будут иметь в будущем поддержку Ассоциации городов Украины и Офиса реформ. Так, недавно при содействии Ю. Вдовенко и М. Силенко исполкому Вертиивськой ОТГ уже удалось разработать и утвердить среднесрочный план стратегического развития на 2016-2020 гг.

Предполагается, что общины также примут участие и в грантах, будут сотрудничать с зарубежными донорами. В Деснянском ОТГ, например, польские эксперты в рамках грантовой программы помогают написать стратегию развития общины.

Сейчас в стране идет «децентрализационный марафон», что стимулирует процесс объединения и формирования объединенных общин под девизом «1000 общин: на старт!». Предусматриваются, что к концу года областные эксперты посетят около 50 общин Черниговщины, где будут консультировать и помогать с оформлением документов.

На Черниговщине в рамках проекта «Пульс» этим занимается Офис реформ при региональном отделении Ассоциации городов Украины, и представляет Николай Силенко. Поэтому общины точно не будут брошены на произвол судьбы.

Миф №2.

В новых общинах закроют все учебные заведения и медицинские учреждения

Оптимизация не имеет никакого отношения к объединению территориальных общин. То есть объединятся населенные пункты в общины, или нет, решать судьбу малокомплектных учебных заведений государство все равно будет, поэтому школы с менее 25-ти учениками не будут получать образовательную субвенцию от государства, а значит останутся без перспектив.

Практика показывает, что в первых пяти объединенных территориальных общинах ни один социальный объект закрыт не был. Свою деятельность прекратила только школа с менее чем 10-ю учениками в Малой Кошаливци (Вертиивской ОТГ), с соответствующим решением согласны были даже родители, ведь размещеная рядом Вертиивская ООШ I-III ст. имеет значительно большие возможности для обучения и развития детей. В то же время другие социальные объекты в ОТГ работают на более высоком уровне, чем до объединения.

Парафиевская ОТГ всю субвенцию на развитие инфраструктуры в размере 6 млн грн направляет на капитальное улучшение своих школ и детсадов. Например, до 1 сентября уже осуществлен капитальный ремонт кровли с заменой окон в Иваницкой и Парафиевской школах. Эта же община, первой среди ОТГ области, создала Центр первичной медико-санитарной помощи.

Миф №3.

Американцы забирут себе все земли

Жители области также обеспокоены земельным вопросом, ведь, во второй после Одессы по размерам и одновременно наименьшей по численности населения области в Украине, земли достаточно. Именно благодаря полевым работам крестьяне на Черниговщине и выживают, ведь они сдают в аренду свои паи, а также продают выращенные на собственных огородах продукты.

Предполагать, что земли отберут иностранцы нет смысла. Дело в том, что государство наложило мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Решать, как распоряжаться землей в общине имеют право исключительно ее жители. К тому же в Верховной Раде Украины первое чтение уже прошел законопроект №4355 о передаче загородных земель сельскохозяйственного назначения местным общинам, предусматривающего право ОТГ владеть и пользоваться землями за пределами населенных пунктов.

Миф №4.

В рамках объединения «выиграть» смогут только центры общин, а бедные села останутся бедными

Административная реформа, конечно, вызывает некоторые опасения у людей, ведь новые практики всегда трудно осваивать. Тем более, когда села десятилетиями не имели полномочий на решение локальных проблем, каждый раз ожидая «доброй воли» от районной или столичной власти. Неудивительно, что и теперь крестьяне убеждены, что объединение для них ничего не изменит, зато центр ОТГ, наоборот, якобы получит все привилегии. Это тоже миф.

Например, в пределах ПАРАФИЕВСКИЙ ОТГ летом был отремонтирован детский сад и школа, расположенные в 10 км от центра - в селе Иваница (за счет государственной субвенции).

В селе Малая Кошелевка, что присоединилась к Вертиивськой ОТГ, было реконструировано уличное освещение на сумму свыше 300 тыс. грн (ранее этими средствами покрывались расходы сельского совета). А вот село Отрохи (Деснянская ОТГ) теперь будет газифицировано.

Конечно, если объединяется несколько так сказать «бедных» сел, то им будет трудно работать над улучшением уровня жизни общества. Но на практике в общины входят различные деревни: одни имеют преимущества в транспортном сообщении, другие - хороший дом культуры и тому подобное. А в результате объединения они будут иметь и то, и другое. А вместе с тем и общий орган управления, который и будет принимать решения на месте. А сегодня, наоборот, существуют такие села, которые даже не могут заказать крайне необходимые проекты или хотя бы какую-то документацию.

Опровергнуть этот миф может и язык цифр: сегодня бюджеты ОТГ на Черниговщине по данным первого полугодия перевыполнены (в соответствии с планом) на:

  • Парафиевская ОТГ - 130%;
  • Киптивская ОТГ - 145%;
  • Деснянская - 149%;
  • Макеевская -157%,
  • Вертиивская - 230%.

За эти средства общины смогут отремонтировать дороги, построить социальные учреждения, оплатить заработную плату работникам бюджетной сферы.

Миф №5.

Старосты в деревнях не будут иметь полномочий

Этот миф вытекает из предыдущего. Распространяют его вероятно некоторые поселковые и сельские головы, которые боятся потерять свои должности. Впрочем, сельский глава имеет все шансы стать старостой.

Так, с 14ти вновь избранных старост 7 бывшие главы и 7 бывшие секретари сельсоветов. Значит, добросовестным руководителям бояться объединения не стоит.

Староста, хотя и не является юридическим лицом, но уполномочен предоставлять нотариальные услуги и выдавать справки (ранее выдавали сельские главы) на местах. Для осуществления такой деятельности он имеет соответствующие печати, поэтому никаких проблем с выдачей справок у общин сегодня нет.

Что будет с районными государственными администрациями и райсоветами?

Немало дискуссий идет и вокруг дальнейшей судьбы районных органов власти, но чтобы на этом вопросе не спекулировали заинтересованные лица, нужно четко очертить перспективы райсоветов и райгосадминистраций, которые ожидают их в будущем.

Кто сегодня соответствующий за развитие того или иного населенного пункта? Это - сельские советы, районные советы, районные администрации. То есть сложился так называемый «Триумвират». При решении сложных проблем они «гоняют» людей тремя кругами ада, мотивируя свои поступки тем, что это, мол, не их компетенция. Найти «крайнего», то есть соответствующего за решение вопроса чиновника, иногда так и не удается.

Децентрализация предполагает другой подход - все решается на местах, для этого реформа предусмотрела как полномочия, так и средства. Ответственность за решение также ложится на плечи ОТГ (совет и исполком). Поэтому общины объединились не только ради средств, но и проектов, которые помогут развить территорию.

По классической схеме государство с рыночной экономикой имеет ограниченный круг функций: законотворчество, правопорядок, антимонопольной деятельности, стимулирования экономического роста страны и тому подобное. Впрочем, за последние годы она еще и перетянула на себя роль местного самоуправления. Основная идея децентрализации - забрать в государстве несвойственные ей полномочия. То есть государству - надзор и контроль, а общество - финансы и ответственность за местное развитие. Этой модели соответствует и Европейская хартия местного самоуправления, по которой осуществили реформу Страны Балтии, Польша, Венгрия, Словакия и др.

После завершения процесса объединения общин продлится второй этап административной реформы. Тогда работать уже не Председатели ОГА, а префекты с ограниченным, но крайне важным кругом функций. Соответственно, как такая «ликвидация» райсоветов и государственных райадминистраций также предполагается.

2017-й год будет переломным. Может, и не завершающим, но экватор количества новосозданных общин однозначно будет в следующем году.

В целом же ожидается от 45 до 47 созданных общин на Черниговщине. Делать прогнозы - неблагодарное дело, но я предполагаю, что 2018-й год станет завершающим для формирования базового уровня самоуправления. И хотя в некоторых странах Европы (Польша, Венгрия, Словакия) на реформу затрачено 10-15 лет, то у нас этого времени нет. Мы должны делать реформы на одном дыхании.

убежден Николай Силенко.

Говорить о общинах в Черниговской области можно очень долго, ведь каждый вопрос требует тщательного анализа. Внимания заслуживает и финансовое состояние общин после объединения, и состояние медицины и образования. У них много достижений, а также немало проблем, о которых также нужно не забывать. Поэтому на страницах Информационного портала ProCn ждите и на следующие материалы о жизни и развитии региона, а также общин в частности.

децентралізація в чернігівській області
децентралізація в чернігівській області
децентралізація в чернігівській області
децентралізація в чернігівській області

UserCommentAvatar

Подякуйте за ідеї і секретні тези, які вмістили у свою статтю. В мене аж з вух лізе, коли бачу, що хтось працює краще аніж інші. Вже не знаю як і де і що вилити на тих, хто не працює з моїм шефом.

UserCommentAvatar

Що робити, якщо у вашому населеному пункті проблеми з водою?

UserCommentAvatar

Децентралізація підвищує вимоги до професіоналізму посадовців місцевого самоврядування, адже ресурси та повноваження пропорційно збільшуються. Чи впораються місцеві очільники з викликами? Впораються, бо підвищують свій рівень і вчаться. Ось живий приклад - Школа місцевого самоврядування DESPRO. Так що "зрада" відміняється. Прорвемося!

UserCommentAvatar

Авторизируйтесь или войдите через Image или Image

Image
Image
Image

Loading...

Войти используя социальные сети

Войти используя социальные сети

Войти в аккаунт

Нужна помощь?

Создать новую учетную запись

Измениить свои данные вы сможете в личном кабинете после окончания регистрации